Холст — главный материал в живописи.
Холст – это самый распространённый вид материала, который используется в масляной живописи в качестве основы. Но также есть много других материалов со своими преимуществами. Тем не менее, если человек слышит слово «холст», в первую очередь у него возникает ассоциация – картина маслом. И это слово стало чем-то нарицательным. Почему же художники выбирают именно холст?
Чтобы лучше понять, в чём заключается преимущество, в первую очередь следует обратить внимание на практическую сторону применения данного материала.
Самое распространённое назначение холста, а правильнее сказать льна, было вовсе утилитарным, из него шили либо нижнее бельё, на которое надевались доспехи или более дорогая ткань, либо холстяную одежду, которую носили в основном крестьяне, или же изготавливали мешковину. Но, не смотря на то, что с искусством данный вид потребления имел мало общего, здесь мы можем выявить его доброкачественные характеристики, такие как износостойкость, а значит, и долгий срок службы.
Металл и дерево широко использовались с ХV вплоть до начала XVII веков и были основным материалом для масляной живописи. Совершенно справедливо и категорично можно отметить прочность обоих материалов. Но, не смотря на то, что натянутый холст легко продавить, порвать или порезать, его основным преимуществом является эластичность, что особенно удобно при реставрационном вмешательстве, ведь настоящие произведения искусства не только бессмертны, но с помощью науки реставрации должны поддерживать этот статус. Любые деформации холста можно устранить и также утраченные фрагменты восстанавливаются способом дублирования. Но что касается дерева, то в основном деформация доски под живопись необратима, что касается утрат и повреждений прочих жёстких основ под живопись, то решение данного вопроса также порой становится нецелесообразным или вообще невозможным.
С начала 16 века после того, как флорентийские и венецианские живописцы стали активно использовать для картин холст, впоследствии также голландцы, французы, фламандцы, германцы переняли эту технику. Можно сказать, что холст вошёл в моду. Но это было связано в том числе со сложностью производства других основ относительно холста, а также сложностью в плане их подготовки.
Но самым уникальным свойством холста является, конечно, его фактура. Возможно, именно она послужила веянием укоренившейся моды флорентийцев и венецианцев. Многих восхищает фактура тканой основы. Она вносит в живописное изображение дополнительную игру текстурных изысков и вибрацию света. В современном оформительском искусстве холст – это шаблон, который применяется для самых разных целей, начиная от обработки фотографий и печати, заканчивая дизайном различных поверхностей ткани и интерьера. Можно сказать, что холст – это эстетический эталон, одновременно простой и незамысловатый, который стал на одном уровне с текстурами таких дорогих материалов как мрамор, золото, шёлк или бархат, но лишь благодаря живописи этот статус стал заслуженным.